Несмотря на призыв главного архитектора, Ханс Штимманн мгновенно выразил большое сожаление по поводу утраченного конкурсного проекта, который он хорошо запомнил. По мнению бывшего главного архитектора Берлина, представленный проект на его фоне заметно проигрывает. Тем не менее, видно, что авторы решали конкретную, но непростую задачу организации жилья вблизи «автобана». В итоге, отгораживаясь от магистралей, комплекс выглядит слишком закрытым. «Стоило бы его развернуть к городу», – посоветовал Штимманн. Сергей Чобан, удостоверившись, что все авторские права голландцев соблюдены, предложил проект поддержать, хоть и, по собственному признанию, не увидел в нем ничего примечательного. Его пожелания касались террас, которые в процессе эксплуатации подвержены риску быть самовольно застроенными жильцами. Со вздохом, но все-таки поддержали проект Михаил Посохин и Андрей Гнездилов с формулировкой «дом как дом» и «что поделаешь, если сейчас так строят». Гнездилов, правда, вспомнил об ошибках представленного ему ранее генплана, но тут же оговорился, что к Архсовету это отношения не имеет.
В оппозицию с другими членами совета снова встал Владимир Плоткин, который, к слову, тоже принимал участие в вышеупомянутом конкурсе. Он признался, что ему всегда очень непросто критиковать работу коллег, но в этой ситуации у него нет другого выбора. Участок Плоткину давно знаком – и не из-за конкурса, а потому, что он каждый день проезжает мимо него на автомобиле. По словам архитектора, эта площадка великолепно расположена – с прекрасными дальними видами и ярким окружением. Сам проектируемый комплекс стоит на высоком холме, поэтому будет виден издалека. Все это в представленном проекте никак не учитывается. Главная ошибка – в градостроительном решении: здания отказываются реагировать на своих соседей и на город в целом. Кроме того, при не слишком большой площади в 100 000 м2 проект мог получить куда более изящное композиционное решение. Но здесь мы видим очень большую массу, и она плохо воспринимается как с близких, так и с дальних точек. Большая скученность зданий и преимущественно темный кирпич в отделке – все это, по мнению Плоткина, рождает довольно мрачный образ.
Мысль Плоткина подхватил Юрий Григорян, заметив, что теперь комплекс выглядит так, как будто в нем не 100 000 м2, а миллион. Также он предположил, что заказчик сознательно отменил результаты конкурса, чтобы дальше работать исключительно с западными архитекторами. К чему это привело? К тому, что вместо монообъемов мы получили «склад квадратных метров в виде кучи домов». Все это, по словам Григоряна, выглядит плохо, и это яркий пример того, как никакие принципы новой московской застройки, предложенные в МКА (квартальность, общественные первые этажи и т.д.), которые формально в этой работе соблюдены, не спасают проект и не делают подарка городу. Евгений Асс заметил, что дело не в национальности проектировщика, а в отношении архитектуры к контексту, и в этом проекте такого отношения нет.
Сергей Кузнецов, закрывая заседание, отметил, что по данному вопросу мнения сильно разделились. В связи с этим он предложил передать все замечания непосредственно авторам – голландскому бюро de Architekten Cie – до выдачи АГР. Также Кузнецов предположил, что было бы неплохо пригласить авторов в Москву и выслушать их позицию. Пока же необходимо оставить нейтральное решение и ждать доработанной версии.
Источник
http://archi.ru/russia/62897/arkhsovet-moskvy-29